Как определить, что стальной канат пора менять?
11 августа 2017
Как определить, что стальной канат пора менять?
• Не реже 1-го раза в 10 дней.
• На подъемных сооружениях канаты осматриваются до начала каждой рабочей смены.
При необходимости в работе используются дефектоскопы, способствующие выявлению дефектов, незаметных при первичном осмотре:
• Ржавчина на наружных или внутренних проволоках.
• Потеря сечения.
• Наличие обрывов, узлов.
Проведение проверки стального каната в Екатеринбурге предполагает повышенное внимание к следующим участкам:
• Места крепления, соединений.
• Участки, находящиеся на блоках: подвижных и неподвижных.
• Внутренняя структура каната, недоступная для стандартного осмотра.
• Концы и замки каната.
Критерии выбраковки стальных канатов
Стальной канат не может быть использован в работе, если отмечаются следующие признаки:
• Наличие износа, поверхностного и внутреннего.
• На определенной длине отмечены разрывы отдельных проволок. Их общее количество и характер должны соответствовать нормативам, установленным Регламентирующим документом.
• Разрыв пряди полностью. Может наблюдаться выдавливание, перегибы, заломы отдельных прядей, проволок.
• Разорван сердечник, на отдельных участках сечение каната ниже установленного.
• На проволоках, в том числе, внутренних присутствует коррозия.
• Длина изделия после приработки изменилась в большую сторону.
• Свивка изменена в размерах.
• Наружные проволоки вышли за пределы замка.
• Деформации, возможные при воздействии высоких температур, электрического тока.

Выбраковка каната обязательна в следующих ситуациях:
• Сечение наружных проволок по сравнению со стандартным уменьшено на 40% и более. Длина изношенного участка не учитывается.
• Сечение каната уменьшилось на 7% и более вследствие коррозийных процессов. Сравнивается реальное сечение и номинальное. Наличие/отсутствие обрывов отдельных проволок не учитывается.
• Сечение сердечника каната уменьшилось на 10% и более в сравнении с номиналом. Причина уменьшения сечения значения не имеет. Если канат используется в механизмах с небольшим движением, отбраковка производится при уменьшении сечения на 3%.
• Износ отдельных проволок на 40% и более. Такая ситуация приравнивается к обрыву проволоки.
• Увеличение сечения стального каната на 7% и более. Это может произойти, если на сердечник изначально попала вода, затем произошло резкое охлаждение при минусовых температурах.
• Прочность проволоки не соответствует нормативам. При проверке за основу берутся стандарты для каждого вида подъемного оборудования. Выявить дефект можно только при наличии дефектоскопа.
• Изделие сплющено, в частности, в местах соприкосновения с блоком.
• Продольная ось каната имеет спиревидную форму. Не должны совпадать направления спирали и свивки всего изделия.
• На отрезке каната, не превышающем по длине 6 диаметров, наблюдается 3 и более выдавливаний проволоки, равнозначных расслоению конструкции.
• На наружной поверхности присутствуют заломы, перегибы, перекручивания, иные деформации, приводящие к потере прочности.
Канаты на подъемных механизмах: критерии отбраковки
Подъемные механизмы производят подъем грузов, людей с определенной периодичностью. Обрыв может стать причиной аварии, человеческих жертв, остановки производства. Чтобы это не происходило, необходимо соблюдать требования Правил и отбраковывать стальные канаты при наличии следующих признаков:
• Длина увеличилась на 5% и более по сравнению с номиналом. Использование трущихся шкивов приводит к очень быстрому увеличению длины, а соответственно, к проскальзыванию механизмов.
• Отрезок протяженностью 6 диаметров изменил свою длину на 9% и более. На основании подобного измерения можно говорить о наличии критических деформаций, разрывов внутренних проволок.
Изделия, находившиеся под тепловым воздействием, не могут быть использованы в работе и подлежат отбраковке при наличии следующих признаков:
• Изменение цвета и всего каната, и отдельных участков.
• Наличие обгорелых проволок, узлов, отрезков.
• Присутствует сажа.
Описанные симптомы возникают под воздействием электрического тока, повышенных температур при сварочных работах. На стальной канат могут попасть брызги от электродов или свариваемых деталей.
Подъемники с закрытой конструкцией
Значительная часть подъемных механизмов имеет закрытую конструкцию. Постоянный осмотр в такой ситуации может быть затруднен. Особое внимание необходимо уделять качеству изделия до его монтажа и установки. При наличии следующих дефектов канат не может быть использован:
• Наружные проволоки имеют выраженные дефекты, определяемые без дефектоскопов.
• Наружная фасонная проволока изношена на 50% и более. При расчете износа учитывается длина участка.
• На всей протяженности каната отмечено 12 и более разрывов наружной фасонной проволоки. Стальной канат непригоден к эксплуатации, если на участке длиной 30 диаметров отмечено 3 и более разрыва.
• Хотя бы одна наружная проволока вышла из замка.
Канаты, применяемые для лифтов, относящиеся к малокрутящимся, должны быть отбракованы, если на отрезке, равном 30 диаметрам, отмечено 8 и более обрывов наружных проволок или 4-х обрывов на участке, не превышающем по длине 6 диаметров. Если на подъемный механизм установлены два и более каната, проверке подлежат оба. Если износ одного больше, можно заменить только его.
Для крепления лифтовых кабин, подъемных механизмов, лебедок, фуникулеров, используются стальные канаты. Постоянная повышенная нагрузка, внешние неблагоприятные воздействия приводят к износу и необходимости полной или частичной замены.
Госгортехнадзором России разработан и рекомендован к использованию Руководящий документ РД РОСЭК-012-97, регламентирующий все вопросы, связанные с выбраковкой стальных канатовлюбого назначения. В документе содержатся положения, обязательные для производителей, проектировщиков, монтажников, эксплуатирующих организаций. Форма собственности предприятия и вид деятельности значения не имеют. Правила едины для всех.
Правила контроля стальных канатов

В соответствии с Руководящим документом контроль производится со следующей периодичностью:Госгортехнадзором России разработан и рекомендован к использованию Руководящий документ РД РОСЭК-012-97, регламентирующий все вопросы, связанные с выбраковкой стальных канатовлюбого назначения. В документе содержатся положения, обязательные для производителей, проектировщиков, монтажников, эксплуатирующих организаций. Форма собственности предприятия и вид деятельности значения не имеют. Правила едины для всех.
Правила контроля стальных канатов
• Не реже 1-го раза в 10 дней.
• На подъемных сооружениях канаты осматриваются до начала каждой рабочей смены.
При необходимости в работе используются дефектоскопы, способствующие выявлению дефектов, незаметных при первичном осмотре:
• Ржавчина на наружных или внутренних проволоках.
• Потеря сечения.
• Наличие обрывов, узлов.
Проведение проверки стального каната в Екатеринбурге предполагает повышенное внимание к следующим участкам:
• Места крепления, соединений.
• Участки, находящиеся на блоках: подвижных и неподвижных.
• Внутренняя структура каната, недоступная для стандартного осмотра.
• Концы и замки каната.
Критерии выбраковки стальных канатов
Стальной канат не может быть использован в работе, если отмечаются следующие признаки:
• Наличие износа, поверхностного и внутреннего.
• На определенной длине отмечены разрывы отдельных проволок. Их общее количество и характер должны соответствовать нормативам, установленным Регламентирующим документом.
• Разрыв пряди полностью. Может наблюдаться выдавливание, перегибы, заломы отдельных прядей, проволок.
• Разорван сердечник, на отдельных участках сечение каната ниже установленного.
• На проволоках, в том числе, внутренних присутствует коррозия.
• Длина изделия после приработки изменилась в большую сторону.
• Свивка изменена в размерах.
• Наружные проволоки вышли за пределы замка.
• Деформации, возможные при воздействии высоких температур, электрического тока.
Выбраковка каната обязательна в следующих ситуациях:
• Сечение наружных проволок по сравнению со стандартным уменьшено на 40% и более. Длина изношенного участка не учитывается.
• Сечение каната уменьшилось на 7% и более вследствие коррозийных процессов. Сравнивается реальное сечение и номинальное. Наличие/отсутствие обрывов отдельных проволок не учитывается.
• Сечение сердечника каната уменьшилось на 10% и более в сравнении с номиналом. Причина уменьшения сечения значения не имеет. Если канат используется в механизмах с небольшим движением, отбраковка производится при уменьшении сечения на 3%.
• Износ отдельных проволок на 40% и более. Такая ситуация приравнивается к обрыву проволоки.
• Увеличение сечения стального каната на 7% и более. Это может произойти, если на сердечник изначально попала вода, затем произошло резкое охлаждение при минусовых температурах.
• Прочность проволоки не соответствует нормативам. При проверке за основу берутся стандарты для каждого вида подъемного оборудования. Выявить дефект можно только при наличии дефектоскопа.
• Изделие сплющено, в частности, в местах соприкосновения с блоком.
• Продольная ось каната имеет спиревидную форму. Не должны совпадать направления спирали и свивки всего изделия.
• На отрезке каната, не превышающем по длине 6 диаметров, наблюдается 3 и более выдавливаний проволоки, равнозначных расслоению конструкции.
• На наружной поверхности присутствуют заломы, перегибы, перекручивания, иные деформации, приводящие к потере прочности.
Канаты на подъемных механизмах: критерии отбраковки
Подъемные механизмы производят подъем грузов, людей с определенной периодичностью. Обрыв может стать причиной аварии, человеческих жертв, остановки производства. Чтобы это не происходило, необходимо соблюдать требования Правил и отбраковывать стальные канаты при наличии следующих признаков:
• Длина увеличилась на 5% и более по сравнению с номиналом. Использование трущихся шкивов приводит к очень быстрому увеличению длины, а соответственно, к проскальзыванию механизмов.
• Отрезок протяженностью 6 диаметров изменил свою длину на 9% и более. На основании подобного измерения можно говорить о наличии критических деформаций, разрывов внутренних проволок.
Изделия, находившиеся под тепловым воздействием, не могут быть использованы в работе и подлежат отбраковке при наличии следующих признаков:
• Изменение цвета и всего каната, и отдельных участков.
• Наличие обгорелых проволок, узлов, отрезков.
• Присутствует сажа.
Описанные симптомы возникают под воздействием электрического тока, повышенных температур при сварочных работах. На стальной канат могут попасть брызги от электродов или свариваемых деталей.
Подъемники с закрытой конструкцией
Значительная часть подъемных механизмов имеет закрытую конструкцию. Постоянный осмотр в такой ситуации может быть затруднен. Особое внимание необходимо уделять качеству изделия до его монтажа и установки. При наличии следующих дефектов канат не может быть использован:
• Наружные проволоки имеют выраженные дефекты, определяемые без дефектоскопов.
• Наружная фасонная проволока изношена на 50% и более. При расчете износа учитывается длина участка.
• На всей протяженности каната отмечено 12 и более разрывов наружной фасонной проволоки. Стальной канат непригоден к эксплуатации, если на участке длиной 30 диаметров отмечено 3 и более разрыва.
• Хотя бы одна наружная проволока вышла из замка.
Канаты, применяемые для лифтов, относящиеся к малокрутящимся, должны быть отбракованы, если на отрезке, равном 30 диаметрам, отмечено 8 и более обрывов наружных проволок или 4-х обрывов на участке, не превышающем по длине 6 диаметров. Если на подъемный механизм установлены два и более каната, проверке подлежат оба. Если износ одного больше, можно заменить только его.